Чому єпископ Гойдич дав у суд за надруковану в №6 за 1931 р. корреспонденцію про Чертежинську церкву, про образу греко-католицької церкви, а не за статтю – «ЧТО ЄСТЬ УНІЯ ВОСТОЧНОГО ОБРЯДУ? («Православная Карпатская Русь», №6 16 марта 1931г.), яка була в тому самому номері? Читайте. Вам буде цікаво.
ХОТЯТ СУДАМИ ЗАДУШИТЬ ПРАВОСЛАВІЄ
(«Православная Карпатская Русь», Нр.4, 15 февраля 1932г.)
…Поручили адвокатам: за діло и без діла тянуть до права єдинственную православную газету „Православную Карпатскую Русь», чтобы задушить голос православных. Что-бы совсім замолк он.
И адвокаты радо стараются: єсть за что, ні єсть зи что — тянут православную редакцію до права. Вот уж пятый процесс возбужден против „Православной Карпатской Руси».
На этот раз пряшевскіє вожди уніи усмотріли грячную клевету и тяжкое оскорбленіє своей чести в статье поміщенной в 6 № «Православной Карпатской Руси” за 193І год под. заглавієм: Что єсть унія восточнаго обряда…
ЧТО ЄСТЬ УНІЯ ВОСТОЧНАГО ОБРЯДА?
(«Православная Карпатская Русь», Нр.6 16 марта 1931г.)
ЧТО такое Унія и в особенности Унія, так назывмаго, восточнаго обряда?
ЭТО ЄСТЬ ПОДДІЛКА ПОД ПРАВОСЛАВІЄ, ОБМАН И, СТАЛО БЫТЬ, ЗЛОДІЯНІЄ.
Хотя ті, кто ділают и распространяют фальшивыя монеты, нікоторое время, может быть, иміют для себя выгоду, но наступаєт всему этому конец и послі строгаго суда всі злодіи и пособники их подвергаются жестокому наказанію.
Так и всі діятели и распространители Уніи, обманом ОТТОРГАЮЩІЄ ПРАВОСЛАВНЫХ ОТ ЦЕРКВИ И СОВРАЩАЮЩІЄ В УНІЮ, ПОДВЕРГНУТСЯ СТРОГОМУ СУДУ ЦАРЯ НЕБЕСНАГО И БУДУТЬ ВВЕРЖЕНЫ В ОГОНЬ ВІЧНЫЙ, УГОТОВАННЫЙ ДІАВОЛУ И СЛУГАМ єГО.
Послушайте, что говорит об этом Священное Писаніє: „Кто соблазнит одного из малых сих, вірующих в Меня, тому лучше было бы, єсли бы повісили єму мельничный жернов на шію, и потопили єго в глубині морской”. (Матѳеи 8, 6).
Вдохновители и распространители Уніи часто говорят, что ціль оправдываєт средства, т.е., дійствія, но это — неправда: ОБМАНОМ И ПРИТВОРСТВОМ НЕЛЬЗЯ УГОЖДАТЬ БОГУ.
В особенности тяжко согрішают и даже кощунствуют ті из уніатскаго духовенства, которые притворно совершают богослуженія по православному, читають православный Символ Віры и притворно почитают православных святых. Правда, они употребляют при этом, так называємую „мысленную оговорку“, будтобы извиняющую их. Но не похоже ли это на то, как и нікоторые фарисеи, чтобы безнаказанно нарушать свой закон в субботу, соединяют свои жилища и дворы проволокой? У євреев это является пережитком средневіковых суєвірій и заблужденій; они уже это бросают. Такъ слідовало бы сділать и с гріховными опытами введенія Уніи, ДАБЫ НЕ БЫЛО НУЖДЫ ПРИБІГАТЬ К „МЫСЛЕННЫМ ОГОВОРКАМ”, ДІЛАЮЩИМЪ ЧЕЛОВІКА ИСЧАДІЄМ АДА.
Да, ПРАВОСЛАВНЫЕ, БОЙТЕСЬ Уніи и распространителей єя И БІГИТЕ ОТ НИХ, КАК ОТ ОГНЯ ДІАВОЛЬСКАГО, ИБО ДІЛАНІЄ ИХ ЛЖИВОЕ И ПОДЛОЕ, А СПАСИТЕЛЬ СКАЗАЛ, ЧТО ОТЕЦ ЛЖИ ДІАВОЛ. (…)
Бискуп П. ГОЙДИЧЬ проиграл право с Православными.
(«Православная Карпатская Русь», Нр.7, 1 ареля 1932г.)
11 сего марта Суд в, Пряшеві разобрал жалобу бискупа Гойдича против редакціи „Православной Карпатской Руси“ за поміщенную в 6 № 1931 г. корреспонденцію о Чертежинской церкви.Суд продолжался от 9 до 1 часа пополудни, борьба была жестокая.
Бискуп Гойдичь требовал высшей міры наказанія по закону, об охрані Республики, но СУДЬ ОТВЕРГ ЭТО ТРЕБОВАНІЄ. Судили за ОСКОРБЛЕНІЄ ГРЕКО-КАТОЛИЧСКОЙ ЦЕРКВИ, заступленой бискупом Гойдичем.
Защищавшій редакцію Д-р.Гагатко сослался на решеніє подобной тяжбы Найвысшаго суда в Берні:
МОЖНО ОСКОРБИТЬ ЧЕСТЬ ТОЛЬКО ФИЗИЧЕСКОЙ ОСОБЫ, – НЕЛЬЗЯ ОСКОРБИТЬ КОРПОРАЦІИ (ЦЕРКВИ).
Исключеніє составляют: войско,… мерія, правительство, государство.
Греко-католическая и никакая другая церковь здісь не указана.
Суд отверг всі обвиненія бискупа Гойдичя согласился с доводами Д-ра Гагатко, и вынес Редакціи ПК. Руси оправдательный приговор обязав бискупа уплатить всі судебныя издержки, из них Д-ру А. Гагатко 750 Кч.
Должно отозватся с высшей похвалой о дійствіях и річах Д-ра Гагатко. Во-первых: діло понімаєт так как, кажется от 1920 г . живет интересами Православной Церкви.
Во-вторых, знаєт всі возможности и имієт огромную судебную практику Єго слова с большим вниманієм слушаются судом, ибо он может поставить свою річь на строго объективном основаніи, посему всі єго предлженія и мнінія были ціликом приняты к свідінію суда.
В-третьих, сказал річъ с таким чувством, что даже заклятый враг, при наличіи судейской объективности, должен признать єго доводы и рішать діло по закону, иначе должен бояться, что при апелляціи Д-рь Гагатко выиграєт в слідующей инстанціи, что будет плохим свидітельством для судьи.
В-четвертых. Д-р Гагатко сразу схватываєт суть діла и никода не вдаєтся в фантастику что суд цінит и привыкаєт считатся с єго словами.
Эти качества Д-ра Гагатко дідают єго лучшим адвокатом.